Ката
КАТА-суть «ФОРМА» или «ОБРАЗ» - обусловленная, выдержанная по времени, ритму, энергетическому рисунку (накопление, контроль и применение КИ) последовательность защитных и атакующих действий, объединенных законченной конкретной тактической и стратегической идеей (БУНКАЙ), для реализации которой необходимо знать, понимать и применять технические, психологические и философские принципы данного боевого искусства.
Ката - есть форма тренинга и путь к координации духа и тела, способ выражения своей личности в БОЕВОМ ИСКУССТВЕ, метод изучения и передачи от учителя к ученикам основ и секретов боевого искусства.
Бой с воображаемыми противниками в КАТА, предполагающий высочайший психический контроль происходящего - это ваш личный бой и это ваш личный поиск победы над противниками с помощью конкретных технических приемов и возможностей, предоставляемых данной формой. Только в таком смысле нужно и можно говорить о реалистичности КАТА, и только тогда практика КАТА в боевых искусствах представляет практическую ценность.
Основные моменты в практике КАТА:
Для начинающих это:
- правильная практика дыхания;
- соблюдение геометрии стоек;
- баланс;
- осанка;
- гармоничность движения;
- следование ЭМБУ-СЭН;
- соблюдение уровней атакующих и защитных действий;
- Дзансин;
- КИМЭ (фокусировка физической и психической составляющих), КИАЙ.
В общем смысле это:
Рэйги - этикет.
-соблюдение ритуала
-эмоциональная стабильность
-собранность и готовность - ёй-но кисин
Вадза - техника.
- строгое, точное соблюдение базовых принципов и техники - ката
ОЦЕНКА ТЕХНИКИ:
Синки-дзё:тай - психологическое состояние.
-способность к самообладанию, самоконтролю при психическом напряжении
-незакрепощённость сознания на отдельных деталях
Тати, камаэ - стойки и позиции.
-создание и удержание постоянного и крепкого контакта с опорой
-сохранять правильную геометрию стоек и характерное для каждой стойки
расположение центра тяжести
-контроль оптимальной базы стойки
-контроль мышечного напряжения характерного для каждой стойки
-сохранять оптимальный угол разворота тела
Сисэй - осанка.
-контроль и удержание вертикальной оси тела
-оптимальное мышечное соединение частей тела
-удержание плеч в естественной позиции
Угоки - движение.
-инициация движения давлением на опору
-гармоничное исполнение всего хода движения(координация движения рук, ног,
туловища)
-сохранение баланса
-соблюдение траектории (техники) и необходимой длинны перемещения
-непрерывность движения (техники) при рэндзоку-вадза использование энергии
предшествующей техники для начала последующей
-контроль перемещения центра тяжести
Сисэн - взгляд.
-направление взгляда в сторону движения и выполнения техники
-периферическое зрение (не концентрация взгляда на отдельных деталях)
Тикарадзуёса, сокудо - сила и скорость.
-использование контакта с опорой
-координация базовых движений тела
-контроль правильности напряжения и расслабления
-скорость и усилия мышц при выполнении техники должны быть точно сбалансированы
Вадза - техника
Мышечный контроль.
-одновременное и скоординированное использование сокращения мышц, необходимых
для выполнения техники
-использование опоры для инициации действия
-правильная форма техники и траектория удара
-сохранение правильных углов в коленных и голеностопных суставах при
выполнении техники ног
-сохранение баланса
Акцент удара.
-контроль и удержание контакта стоп с опорой в момент акцента удара
-смещение центра тяжести в направлении удара
Блокирование.
-положение локтевого сустава по отношению к телу
-оптимальное мышечное соединение
Кимэ- фокусировка
-мгновенная концентрация физических и психических усилий для выполнения
техники
Кокю: - дыхание.
-координация дыхания с требованиями техники
-рациональное дыхание при рэндзоку-вадза
-концентрация при выполнении техники и высвобождение ки (внутренней
энергии) -киай
Дзансин - «сохранить сердце»
-полная психическая и физическая концентрация, готовность к действию
(постоянная готовность)
Угоки - движение.
-соблюдение направления движения присущее данному ката - эмбусэн
-возврат в исходную точку котай-но ходзи (для ката которые того требуют)
-соблюдение длинны, типов и качества перемещений, баланса
-непрерывность - «текучесть» техники
Бункай - понимание сути ката
-знание и умение демонстрировать принципы и технику ката
-соответствие атакующих и защитных действий требованиям ката
-мысленная визуализация(представление) противника - тякуган
Хё:си - ритм
-точное следование ритму ката - тикара-но кёяку
-контроль напряжения и расслабления - тай-но синсюку
-разделение быстрых и медленных движений - вадза-но канкю:
-разделение активных и пассивных элементов - ин-ё
Кокю: - дыхание.
-координация дыхания с требованиями техники и ката.