Этикет в ДОДЗЁ
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПОКЛОНА.
Да, все-таки, именно этой фразой хочется начать разговор об этикете в Додзе. Наверняка она у Вас вызвала чувство чего-то банального и затертого до дыр. Но если мы ошибаемся, то это только «плюс» в Вашу пользу.
Так вот, в последнее время очень часто приходится быть свидетелем картины формального подхода к ритуалу в Каратэ Додзе. Например, поклон Ритсуи Рей превратился в обыкновенное дергание телом в имитации, особенно жалко смотреть на людей с мастерскими степенями, ведущих себя так.
Однако, в ритуальных действиях в Додзе скрыт очень большой психологический и воспитательный (самовоспитательный) аспект. Исторически ритуал основан на почитании родителей, старших и священных мест, и в телодвижениях закодирован смысл общения с ними на надлежащем уровне. То есть все должно выполняться так, чтобы степень отдания почтения была равна степени внутреннего самоуважения за выполняемые действия.
В разных Школах Каратэдо существуют различные методики поклонов и других ритуальных действий, но суть должна оставаться одна – делай все так, чтобы тебя могли уважать находящиеся в зале и чтобы Ты сам мог уважать себя за это. Делай ритуал четко, без лишних движений, сосредоточенно и с правильным ритмом, приведя в соответствие телодвижение, дыхание и мысль. Правильное выполнение ритуала обеспечит соответствующий настрой на всю предстоящую тренировку. Поэтому Твоя тренировка начнется с первого движения в ритуальном поклоне к Камидзу (Стене Духа) при входе в Додзе.
КАРАТЭДО ОПЯТЬ НАЧНЕТСЯ С ПОКЛОНА!
Человек, по настоящему занимающийся воинским искусством, приобретает не только техническую сноровку. Он отличается от других в первую очередь поведением, манерой держать себя. Это исходит из основ древнего кодекса чести самураев феодальной Японии (БУСИДО). Последователь Каратэдо, если он хочет придать значение тому, что он изучает и что делает, должен жить по известным правилам, составленным прежними мастерами и рассматриваемым, как основа понимания важного искусства. Эти правила составляют отдельную часть традиции, которая остается душой Каратэдо, связью между каратэкой наших дней и каратэкой прошлого, нитью понимания сущности Каратэдо.
Если эта традиция умрет, не будет больше «ДО» (Пути) в Каратэ.
Таким образом, «…каратэка уважает прошлое, память о мастерах, направление их учения, их пример. Он уважает дух Додзе, ведет себя везде и со всеми тактично и учтиво. Он осторожен, сдержан, скромен, имеет хорошую походку, стремится избежать оскорблений, ставя превыше всего дух мира. Он ничего не желает доказывать другим. Сам себе хозяин, он почтительно относится к жизни и думает, что борьба не является лучшим способом победы». Так характеризует каратэка Ролан Хаберзетцер в своей книге «Каратэдо: дух и тело».
Продолжая разговор о ритуале нельзя обойти стороной такое явление в тренировке Каратэдо, как «Додзе Кун». Додзе Кун – своеобразный кодекс поведения адепта Каратэдо как на тренировке, так и в повседневной жизни. Форма Додзе Кун может варьировать от школы к школе и от стиля к стилю, но, в общем, основные идеи согласуются в большинстве аспектов.
Рассмотрим КУН наиболее употребимый в Японской Ассоциации Каратэдо (JKA). Обычно этот кодекс произносится в конце тренировки. Один из старших учеников (Додзе Сенпай) произносит строку и вся группа, в том числе и Додзе Сенсей, повторяют за ним:
1. ДЗИННАН КАНСЕЙ НИ ЦУТОМЕРУ КОТО.
Работай, чтобы усовершенствовать свой характер.
Для того, чтобы добиться хотя бы каких-нибудь результатов на Пути Каратэ действительно требуется настоящий характер. И чем дальше идешь по Пути, тем все больших усилий необходимо для постижения секретов и приобретения навыков. Именно в изнурительных тренировках с многотысячным повторением упражнений и приемов воспитывается характер. С другой стороны способы отработки приемов в Каратэ подчинены строгим правилам и закономерностям. То есть через специфические упражнения Ваше сознание начинает тоже работать ритмично и систематизированно. В Китае есть выражение «думать телом». Это состояние когда решения действовать приходят не из «головы», а на основе тонких ощущений, приобретаемых как раз в процессе длительных тренировок. Иными словами это как раз то состояние, к которому стремится любой мастер воинского искусства, когда сливаются тело и дух.
2. МАКОТО НО МИЧИ О МАМОРУ КОТО.
Будь верен поиску правильного Пути.
Путь Каратэ, да и любого другого искусства, представляет собой огромную комнату со стенами из шкафов с множеством ящиков. Не возможно, открыв нижний из них, и узнав азы, перейти сразу же к верхним. Такой путь обречен на неудачу и должен считаться ошибочным. Именно этот принцип, принцип последовательности, заложен в программу аттестаций на ученические и мастерские степени (КЮ и ДАН). Для успешной сдачи очередного экзамена необходима не только совершенная техническая подготовка, но и должен пройти определенный временной промежуток, необходимый для осмысления значения демонстрируемой техники, понятия её скрытых аспектов, которые, разумеется, приходят не сразу. Поэтому, невозможно «перепрыгнуть» через один – два разряда, даже при условии хорошей технической подготовки. В качестве яркого примера приведем ТАНКА (Японское пятистишье) средневекового Японского поэта Исикава Такубоку:
ЧТОБЫ ЗА НОЧЬ ОДНУ
РАСЦВЕЛА,
ПОДОГРЕЛ Я ГОРШОК,
ГДЕ СЛИВА РАСТЕТ.
НИ ОДИН ЦВЕТОК НЕ РАСКРЫЛСЯ.
3. ДОРЕКУ НО СЕЙСИН О ЯСИНАУ КОТО.
Развивай дух старания и настойчивости.
На тренировках очень часто приходится выполнять многократные, изнурительные повторения приемов. Действительно это нельзя назвать приятным развлечением. Зачастую не возможно понять истинную суть и назначение приема, выполнив его даже сотню раз. Поэтому очень жалкий вид имеют те, кто, научившись «бить ногой в ухо», считают, что уже достигли совершенства. И наоборот, всегда проникаешься уважением к тем, кто старательно и настойчиво идет по Пути шаг за шагом, познавая новое и совершенствуя прежнее. Так, чемпиону мира, мастеру боевых искусств и популярному киноактеру - Чаку Норрису никак не удавался удар Уширо Гери. Но он пошел по пути старания и настойчивости, многократно повторяя одну и ту же технику. И посмотрите, как теперь он выполняет этот прием!
4. РЕЙГИ О ОМОНДЗИРУ КОТО.
Всегда веди себя в соответствии с хорошими манерами.
Действуя в соответствии с хорошими манерами, мы не ухудшим и без того сложную ситуацию, и в действительности сможем избежать бессмысленного насилия. То есть, к любому нужно относится с почтением и человечностью, но в случае действительной угрозы, дать незамедлительный и сокрушительный отпор. Великий философ и теоретик воинских искусств Востока Конфуций по этому поводу писал: «Вы отплачиваете оскорблением за оскорбление, а на доброе дело отвечаете добрым делом».
5. КЕККИ-НО Ю О ИМАСИМЕРУ КОТО.
Избавься от грубого и бесконтрольного поведения.
Это может показаться парадоксом Каратэ, но здесь содержится суть морали боевых искусств. Сила может быть использована, если конец правильный с точки зрения морали, например, в самозащите или защите невиновных. Так, защищаясь от головореза, который развязал насилие Вы не совершаете ничего предосудительного. Напротив, если Вы применяете технику Каратэ для сомнительного самоутверждения в коллективе друзей, или же отрабатываете приемы на попавших под «горячую руку», то такая практика уводит с истинного Пути Каратэ и должна считаться крайне не приемлемой.
В этих пяти заповедях сконцентрирована суть обучения, которое дает возможность рассматривать Каратэ не просто как метод отработки приемов или как современный соревновательный вид спорта. Это моральность, необходимая для физического уравновешивания на тренировке, являющейся основой того, что в Буддизме называется Самма-Камманта (верное действие). Игнорирование верований и идей, содержащихся в Додзе Кун, вскоре может привести к негативному результату с обеих сторон – адепта боевого искусства лично и эволюции Каратэдо в целом.
В качестве другого примера приведем Додзе Кун, используемый в Школе ФУДОКАН Каратэдо.
ОСНОВАТЕЛЬ ШКОЛЫ ФУДОКАН, который "ведет и показывает Путь", заслуживает особого внимания , чести и огромного уважения. ЕМУ необходимо это не только для плодотворной работы, но и для ее развития и совершенствования. ОН почитаем и уважаем, согласно установленным правилам, которым должны следовать все каратэка, и тем обязанностям, которые они приняли по отношению к своим учителям. Это уважение к НЕМУ необходимо и для будущих поколений, которым ОН передает суть духа ФУДОКАН.
Мы, прежде всего, выражаем наше уважение к ОСНОВАТЕЛЮ ФУДОКАН нашим надлежащим поведением по отношению к НЕМУ и ЕГО работе, а также проявляя серьезное, уважительное и достойное отношение к ЕГО труду. Во всех Додзе должен быть портрет ОСНОВАТЕЛЯ и, кроме того, напротив него может быть помещено фото основателя Додзе.
В стиле ФУДОКАН навыки человека, а также время и энергия, потраченные на их приобретение, являются почитаемыми, поскольку, используя их, каждый каратэка стремится достигнуть целей и задач ФУДОКАН. Ответственность лежащая на Сенсеях Додзе, заключается в том, чтобы все самое ценное, что есть в ФУДОКАН было реализовано. Он - человек, который имеет высочайший ранг, независимо от своего возраста. Титул "Додзе Сенсей"- это почетный титул, который выражает благодарность и признательность за его упорство на пути ФУДОКАН.
Додзе Сенсеи - это серьезные, честные, решительные и настойчивые ученики, выбранные ОСНОВАТЕЛЕМ ФУДОКАН. Додзе Сенпаи - это избранные ученики Додзе Сенсея. Это выдающиеся ученики, так как они полностью понимают и владеют основными принципами ФУДОКАН и отличаются неэгоистичным поведением для достижения целей ФУДОКАН. Отношения между Додзе Сенсеем и Додзе Сенпаем строятся не только по принципу старший-младший или неопытный-опытный,а являются взаимными усилиями для достижения собственного совершенства и прогресса на пути ФУДОКАН.
Если Шихан, Додзе Сенсей, или кто-то другой уполномоченный дает какое-то указание или инструкцию, они должны быть выполнены без возражений. Во время тренировок ученики могут обращаться к Сенсею или человеку, проводящему тренировку, только в исключительных случаях. Если же кто-то хочет сделать это, он должен поклониться учителю сначала, перед тем как задать вопрос, а затем поблагодарить учителя за ответ другим поклоном. Для приветствия Шихана, Сенсея или Сенпая надо встать прямо и сделать вежливый поклон. Ученики должны демонстрировать уважение к старшим ученикам и считаться с их мнением. Старшие ученики должны отвечать вниманием к младшим, должны помогать им, если те нуждаются в помощи, и поддерживать их на пути ФУДОКАН. Таким образом, они смогут выразить свою величайшую ответственность и заботу. Только такой ученик сможет овладеть высшим КЮ или ДАНОМ в результате обычных тренировок.
Додзе - это место где проводятся тренировки, но также это место где ученики воспитывают и укрепляют дух единства и дружбы, основанной на ценностях и основных принципах ФУДОКАН. В Додзе дружба, серьезность и взаимопонимание между учениками по отношению друг к другу очевидны.
Ранги КЮ и ДАН показывают время, потраченное на тренировки, а также символизирует качество подготовки и его возможные шансы, намечающие его будущий прогресс на пути ФУДОКАН. Достижение разряда не может быть самоцелью и основной задачей каратэка, разряд прежде всего показывает возможности в ФУДОКАН какого-то ученика, возможности, которые уже продемонстрированы самим себе лично, а также показывает его скрытые возможности, человеческие и профессиональные. Разряд также выражает отношение ученика к его обязанностям и его силу воли на пути ФУДОКАН. Переоценка кем-либо своего ранга или недооценка ранга кого-нибудь другого являются абсолютно не совместимыми с основными принципами ФУДОКАН.
Приветствие "Ритсуи Рей" обязательно для каждого кто входит или покидает Додзе. Ученики должны приветствовать друг друга тем же поклоном когда выполняют упражнения в парах или когда начинают или заканчивают выполнение ката. Приветствие " Ритсуи Рей " обязательно для всех каратэка в начале и в конце тренировки. Ученики выстраиваются в линию перед Сенсеем или Сенпаем справа налево согласно их разрядам, начиная с высшего. Произносится приветствие "Шомен ни Рей", "Шихан ни Рей", "Сенсей ни Рей" в сидячем положении и подавать эти команды может лишь ученик с самым высоким разрядом. Ученики могут встать только после Шихана, Сенсея или Сенпая.
Вы можете войти на тренировочную площадку Додзе только босиком, независимо от обстоятельств и условий. Ученики могут приходить на тренировку только в чистом Ги, с коротко остриженными ногтями, без каких бы то ни было украшений. Не рекомендуется тренироваться сразу после еды. Пропуск тренировки означает не только отставание в процессе обучения, но и показывает безответственное, халатное отношение к основным принципам и обязанностям ФУДОКАН. Прерывать тренировку неуместным поведением, громкими комментариями или излишним шумом в Додзе строго воспрещается. Правильная тренировка требует полного внимания самоконтроля, самообладания и дисциплины от всех участников. Запрещается без разрешения тренера снимать Ги, нельзя останавливать или прекращать тренировку, использовать другую или измененную технику, комбинации или решать другие задачи и запрещается покидать Додзе. Если имеются уважительные причины прервать тренировку, как то - плохое самочувствие, усталость можно покинуть тренировочную площадку и наблюдать за тренировкой сидя. Ученик выполняет поклон Шихану, Сенсею или Сенпаю когда учитель обращается к нему, и после объяснения или после окончания упражнения может выйти еще раз поклонившись.
Ученики должны уважать основные принципы ФУДОКАН везде, не только в Додзе, и если кто-то забывает об этом, то это будет расценено и наказано так же, как если бы это случилось в стенах Додзе. Ученики ФУДОКАН и члены ФУДОКАН должны сохранять дух ФУДОКАН в повседневной жизни, чтобы истинная преданность ФУДОКАН стала их долгом.
Ученик должен быть исключен из Додзе, если он провоцирует или начинает драку, или побуждает других к драке. Если конфликт неизбежен, нужно использовать лишь ту технику, которая ведет к серьезным повреждениям, травмам или даже к смерти другого человека, но только когда это используется для самозащиты в крайних случаях против значительно превосходящих сил.
Приобщаться к ФУДОКАН означает принимать и распространять основные принципы школы ФУДОКАН.
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА В Школе каратэ НИССИН РЮ.
В ДОДЗЁ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
сорить;
- переодеваться;
- ходить в уличных одежде и обуви;
- приносить и оставлять предметы, не имеющие отношения к тренировкам;
- держать руки на поясе или скрещивать их на груди (кроме специальных упражнений);
- громко говорить и обсуждать темы, не имеющие отношения к тренировкам;
- сидеть, вытянув ноги вперёд;
- облокачиваться на стены;
- садиться без разрешения СЭНСЭЯ.
ПРИВЕТСТВУЕТСЯ:
- любая инициатива, способствующая благоустройству ДОДЗЁ.
ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ:
- поддержание порядка и чистоты в зале;
- уборка зала перед тренировкой и после неё;
- соблюдение этикета в ДОДЗЁ.
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В ДОДЗЁ:
- до тренировки разрешается перемещаться по залу только за пределами ДОДЗЁ;
- запрещается перемещаться бегом (кроме специальных упражнений);
- если в ДОДЗЁ проходит тренировка, и имеются организованные ряды, то перемещаться следует по краю зала, а при пересечении ДОДЗЁ обходить ряды за спинами тренирующихся;
- разрешается перемещаться бегом по команде к СЭНСЭЮ, для демонстрации техники.
В каждом ДОДЗЁ существует РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ, выполняемый в начале и в конце тренировки. Смысл этих действий, в первую очередь, состоит в том, что присутствующие в зале (АБСОЛЮТНО ВСЕ !) отдают почести ШОМЕН (алтарю), КАМИДЗА (буквально «стена духов») на которой должен находиться ШОМЕН, СЕНСЕЮ, и всем присутствующим в ДОДЗЁ. Опять таки, в каждой школе имеются свои нюансы выполнения ритуала, но мы делаем следующим образом:
Перед началом тренировки по команде МОТО-НО-ИЧИ вся команда выстраивается в одну шеренгу. Самые старшие по разряду выстраиваются в "голове" шеренги, перпендикулярно общему строю.
Все находятся в позиции МУСУБИ ДАЧИ. ОБИ (пояса) и ХАЧИМАКИ (повязка на голову) в левой руке.
СЭНСЭЙ находится лицом к ШОМЭН, спиной к строю. Он садится в ДЗА-ДЗЭН первым, затем садятся СЭМПАИ.
Старший СЭМПАЙ подаёт команду "СЕЙДЗА" всем остальным.
Весь строй садится по одному человеку, начиная от СЭМПАЕВ, т.е. со старших разрядов. ОБИ и ХАЧИМАКИ кладутся рядом с собой с левой стороны. СЭНСЭЙ сдвигает их по полу в положение прямо перед собой, все остальные делают то же самое.
Производятся 2-а хлопка руками и ДЗА-РЕЙ (поклон сидя), при котором руки кладутся на ОБИ и ХАЧИМАКИ.
Правая рука убирается на пояс, а левой рукой берётся ХАЧИМАКИ. Сначала повязывается ХАЧИМАКИ , а затем ОБИ, узел которого завязывается по методу СЭНСЕЯ МУРАКАМИ.
Старший СЭМПАЙ подаёт команду "МОКУСО" (сосредоточиться). Выполняется сидячая медитация в МУДРЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ на 12-16 дыхательных циклов.
Старший СЭНПАЙ подаёт команду "МОКУСО ЯМЭ" (прекратить упражнение), и все открывают глаза.
Выполняется приветствие КАМИ (духам места тренировки) и ШОМЭН 2-мя хлопками и ДЗА-РЭЙ (поклоном сидя) по команде старшего СЭНПАЯ «ШОМЭН-НИ-РЭЙ».
СЭНСЭЙ поворачивается к ученикам лицом. По команде "СЭНСЭЙ-НИ-РЭЙ" выполняется поклон. ДЗА-РЭЙ первым выполняет СЭНСЭЙ, а затем все-остальные.
По команде "ОТОГАИ-НИ-РЭЙ"- ДЗА-РЭЙ выполняют все, кроме СЭНСЭЯ.
СЭНСЭЙ поворачивается лицом к СЭНПАЯМ. По команде СЭНСЭЯ "ХАИ-ДЗИ-ДОМЭ" выполняется ДЗА-РЭЙ.
СЭНСЭЙ поднимается, поднимаются СЭМПАИ. По команде "КИРИТСУ" поднимаются все остальные, в том же порядке, что и при посадке.
По команде "РИТСУИ-РЭЙ" выполняется поклон стоя. Сначала выполняет поклон СЭНСЭЙ, а затем все остальные.
В конце тренировки все выстраиваются как перед началом. Команды подаёт старший СЭМПАЙ.
Посадка производится аналогичным, как перед началом тренировки, образом.
По команде "МОКУСО" выполняется сидячая медитация с закрытыми глазами. По команде "МОКУСО ЯМЭ" медитация заканчивается.
По команде "ШОМЭН-НИ-РЭЙ" выполняется приветствие ШОМЭН и КАМИ двумя хлопками и ДЗА-РЭЙ.
СЭНСЭЙ разворачивается лицом к ученикам, и всё выполняется в том же порядке, как перед началом тренировки.
После того, как поднялись СЭНСЭЙ и СЭМПАИ, СЭНСЭЙ подаёт команду "КЭНСЭЙ", и ученики с посадкой на одно колено выполняют ГЬЯКУ-ЦУКИ с КЭНСЭЙ (буквально «божественный крик»).
По команде СЭНСЭЯ "ТАТЭ" все поднимаются.
По команде СЭНСЭЯ "СОНКЁ СЕЙДЗА" все сначала садятся в позицию СОНКЁ («ВЫНИМАНИЕ МЕЧА»), а затем в ДЗА-ДЗЭН.
Снимаются ХАЧИМАКИ, а затем ОБИ и кладутся прямо перед собой.
ДЗА-РЭЙ, как в начале тренировки, но без хлопков. Поднимается СЭНСЭЙ, затем СЭМПАИ.
По команде "КИРИТСУ" поднимаются все "волной", как при посадке в начале тренировки.
По команде "РИТСУИ РЭЙ" выполняется поклон.
Выше мы использовали такие термины как: РИТСУИ РЭЙ И ДЗА РЭЙ. Это два основных вида поклонов, используемых в ДОДЗЁ. Соответственно, поклон, стоя и сидя. Рассмотрим их техническое исполнение…
РИТСУИ РЭЙ.
Из исходной позиции МУСУБИ ДАЧИ наклоняют корпус под углом примерно 30-45 градусов, замирают на 1-2 сек. и спокойно, не спеша, возвращают корпус в исходное положение.
Важно не сгибать колени и спину.
Своим видом необходимо выражать уважение партнёру или тому месту, которому делается поклон, а так же собственное достоинство.
В зависимости от обстоятельств, при которых выполняется поклон, последний может иметь различные нюансы:
- при выполнении поклона СЭНСЭЮ ладони кладутся на передне-боковую поверхность бедер, поклон выполняется ниже, чем обычно, взгляд направлен в пол, в точку, находящуюся в 1,5-2 м от себя; при поклоне вместе с корпусом наклоняется и голова, поклон выполняется после начала поклона СЭНСЭЯ (при взаимном с ним поклоне) или сразу после объяснений;
- при выполнении поклона более старшему по разряду ладони располагаются на передне-боковой поверхности бёдер, голова не наклоняется (работает только корпус), взгляд направлен на ноги партнёру; раньше начинает поклон более младший по разряду;
- при выполнении поклона равному по рангу или более младшему корпус наклоняется не боле, чем на 30 градусов, взгляд направлен на пояс впереди стоящему, ладони на боковой поверхности бёдер;
- при выполнении поклона залу корпус наклоняется не глубоко, ладони на бёдрах, взгляд направлен в точку на полу, расположенную в 5-6 м перед собой;
- ДЗА РЭЙ.
- из положения ДЗА-ДЗЕН корпус наклоняется вперёд;
- одновременно с началом движения левая рука ставится на пол перед собой;
- в средней фазе поклона рядом с левой ставится правая рука;
- большие пальцы рук отставлены в стороны, остальные пальцы сомкнуты;
- пальцы обеих рук составляют равносторонний треугольник;
- голова наклоняется к проекции геометрического центра этого треугольника;
- остальные принципы выполнения те же, что и при РИТСУИ РЭЙ (относительно глубины поклонов);
- в каждом поклоне должно быть чувство собственного достоинства, но не должно быть спешки и суеты;
- затем всё выполняется в обратном порядке;
В каждом ДОДЗЁ существует, как уже отмечалось выше, такая группа старших учеников как СЭМПАИ. СЭМПАИ – основные помощники СЭНСЭЯ в организационно-методической работе как в ДОДЗЁ, так и за его пределами, кроме того СЭМПАИ активно помогают своим младшим товарищам в постижении искусства БУДО и чутко контролируют соблюдение правил и выполнение кодекса ДОДЗЁ КУН. У СЭМПАЕВ, разумеется, есть не только обязанности, но и определенные права. Каковы же они?
1. Подготовка к проведению тренировки:
обязанности:
- проверка наличия второй обуви, дневников, а так же прочих атрибутов тренировки;
- контроль за поведением в раздевалке;
- решение споров и проблем, возникших у младших разрядов до тренировки;
- доведения до СЭНСЭЯ результатов проведённой работы.
права:
- не готовых к тренировке учеников отправлять домой;
- выносить устные замечания (2-а замечания, т.е. одно предупреждение, доводятся до СЭНСЭЯ для принятия мер);
- привлекать силы младших адептов к организационно техническим мероприятиям;
- обеспечить подготовку зала к предстоящей тренировке.
2. Тренировка:
обязанности:
- быть постоянно готовыми при надобности подменить СЭНСЭЯ;
- при отсутствии СЭНСЭЯ в зале обеспечить соблюдение порядка в зале и нормальное течение тренировки;
- быть готовыми исправить и исправлять недочёты младших по разряду;
- следить за соблюдением ритуалов и дисциплины в ДОДЗЁ;
- являть собой абсолютный пример поведения на тренировке.
права:
- обращаться за консультацией к СЭНСЭЮ или друг к другу при решении технических вопросов (во время свободное от объяснений и вне выполнения упражнений);
- наказывать младших по разряду за различного рода нарушения;
- привлекать силы учеников для демонстрации техники при самостоятельной работе.
3. Окончание тренировки:
обязанности:
- контроль за наведением порядка в зале;
- явка к СЭНСЭЮ в тренерскую, для проведения организационного собрания;
- объяснение ошибок и замечаний младшим разрядам, ответы на вопросы последних.
права:
- вынесение предупреждений;
- привлечение сил учеников для наведения порядка в зале;
- обращение к СЭНСЭЮ с предложениями по поводу различных учеников.
Кульбанский Е.М., ©1999.